Уголовно исполнительная система РФ – это совокупность институциональных учреждений и органов, которые уполномочены на исполнение наказания.
Впервые понятие и структура уголовно-исполнительной системы были сформулированы в 1993 году специальной нормой закона.
Вся деятельность образована на основе нерушимых принципов.
Такие принципы указаны не только в самом законодательстве, но и в остальных правовых отраслях, как основополагающие принципы существования правоохранительной системы:
- Принцип соблюдения законодательства;
- Принцип гуманизма. Всякое наказание должно быть соразмерно преступлению, но также не должно быть негуманным и бесчеловечным;
- Соблюдение прав человека. В этом случае речь идет о неотъемлемых конституционных правах, основах морали и справедливости;
- Принцип запрета истязаний, пыток и осуществления смертной казни. Любое, даже особо тяжкое преступление, должно караться уголовным законодательством и уголовно-исполнительными органами. Всякие противоречивые виды наказания, запрещенные законодательством, приравниваются к нарушению принципиальных отношений.
Важно!
Смертная казнь была упразднена из уголовно-исполнительной системы в конце XX века в целях сохранения прав человека и недопущения посягательства на них.
Помимо основных принципов, уголовно-исполнительная система имеет конкретные принципы по отраслям, специализирующиеся на осуществлении деятельности уголовно-исполнительных органов:
- Принцип индивидуализации наказания – любое наказание должно быть обусловлено каждому правонарушению каждого человека;
- Разносторонний подход к осуществлению наказания. Уголовно-исполнительная система не может состоять исключительно из одного вида наказания – штрафа или ареста;
- Гуманное и этичное применение меры наказания к осужденному. Наказание направлено на стимулирование восстановления правового положения осужденного, восстановление его поведения, помощь осужденному в принятии уважения к обществу и законодательству;
- Наказание должно быть напрямую связано с положительным воздействием исправления осужденного.
Структура уголовно-исполнительной системы
Структура уголовно-исполнительной системы разбита на отрасли, органы и другие учреждения, которые как-либо связаны с работой исполнительного института.
Так, в структуру уголовно-исполнительной системы входят:
- Главные учреждения института наказания (колонии, воспитательные учреждения, тюремные учреждения);
- Местные органы системы;
- Федеральный орган исполнительной власти, который подконтролен на исполнение наказания, он осуществляет надзор и проверку за фактом осуществления наказания;
- Следственный изолятор;
- Организации и предприятия, которые были созданы исключительно для систематизирования и работы уголовно-исполнительной системы;
- Арестные дома. Арест осуществляется по месту жительства, когда виновный в преступном деянии ограничивается в передвижении и обязаны соблюдать режим выхода из дома. Поэтому, в данном случае, дом меняет свое функциональное назначение. Дом из жилища превращается в уголовно-исполнительное учреждение. Надзиратель обязан приезжать к осужденному на дом.
- Общественно-полезные организации. К ним относятся учреждения по образованию осужденных, лечебные учреждения, научно-исследовательские организации.
Перечень задач уголовно-исполнительной системы включает в себя:
- Запуск карательных мер – простыми словами, осуществление наказания;
- Контроль безопасности уголовно исполнительной системы, контроль за законностью и равноправием;
- Стимулирование осужденных к трудовым занятиям;
- Стимулирование осужденных к учебе;
- Охрана и помощь осужденным, если те испытывают проблемы со здоровьем;
- По запросу служащих оперативно-розыскных учреждений осуществлять доступ в уголовно-исполнительные организации.
Схема уголовно-исполнительной системы включает и ее персонал. К персоналу относятся рабочие, служащие карательных институтов, а также служащие других учреждений, которые необходимы для нормального функционирования института уголовной-исполнительной системы. Перечень высшего состава служащих уголовно-исполнительной системы, а также наличие их званий утверждает лично Президент Российской Федерации.
Для существования и надлежащей работы УИС необходимо постоянное финансирование. Государство осуществляет выделение средств исключительно по целевому направлению.
Уголовно-исполнительная система находится в ведении российской Федеральной службы Министерства юстиций. Создание такой подведомственности было ознаменовано в 2004 году.