Куда жаловаться на коллекторов?

Жалоба на коллекторов

Жалоба на коллекторов – порой единственный способ справиться с угрозами и давлением представителей коллекторских служб. К сожалению, сегодня огромное количество людей вынуждено брать кредиты в силу сложных жизненных обстоятельствах. Займы часто выдаются на максимально невыгодных условиях, и в итоге человек попросту не может выплатить долг. Кредитные организации в таком случае ищут способ принудительно взыскать заем, и наиболее популярный способ – обращение к коллекторам. Их задача заключается во взыскании долга посредством общения с должником. Однако нередко коллекторы превышают свои полномочия, переходя все нормы права и морали.

В этом случае необходимо писать жалобу. Куда ее нужно подавать – в Центробанк, в Роскомнадзор, в прокуратуру? Существует ли регламентированная форма документа? На эти и другие вопросы вы найдете исчерпывающие ответы в статье. Также в тексте представлен заявления в ФСПП, в прокуратуру по чужому долгу образец.

Законодательное регулирование коллекторской деятельности

Подать жалобу на коллекторов можно только в случае, если они нарушили гражданские права должника.

Деятельность коллекторских служб регулируется такими законами:

  1. Статья 382 ГК РФ. На основании этого закона коллекторы получают право требовать деньги с должника.
  2. 229 закон Федерального Законодательства. Регулирует процессы взыскания денежных средств с должников.
  3. 230 закон Федерального Законодательства. Содержит нормы и правила взыскания долгов коллекторскими службами.

Важно! Для коллекторов, как и для других граждан, действуют все остальные нормы законодательства. Они также могут быть привлечены к ответственности по другим статьям за нарушение гражданских прав должника, совершение уголовно наказуемых деяний и т.д.

Какие права имеют коллекторы

Коллекторы с юридической точки зрения выполняют функцию посредника между банком и должником. Максимум, на что они имеют право – вести переговоры с должником, консультировать его по юридическим вопросам.

Коллектор должен убедить должника в том, что неуплата долга невыгодна, и расчет с банком поможет избежать массы проблем и предотвратить передачу дела в суд. Также коллектор должен предложить должнику варианты выхода из сложившейся ситуации.

Внимание! Оказывать никаких моральных и уж тем более физических мер воздействия или давления на должника коллектор не имеет права.

На каких основаниях можно подать жалобу

Существуют следующие основания для подачи жалобы на коллекторов:

  1. Представители службы звонят слишком часто, в неположенное время (чаще раза в день, чаще 2 раз в неделю или 8 раз в месяц);
  2. Коллекторы совершают личный визит к должнику чаще 1 раза в неделю;
  3. Коллекторы привлекают к вопросу третьих лиц без согласия должника (родственников, знакомых, коллег);
  4. Коллекторы отказывают в предоставлении документации из банка в случае запроса должника;
  5. Представители службы вводят должника в заблуждение, сообщая ему неверную информацию;
  6. Коллекторы распространяют личные данные должника, занимаются вымогательством;
  7. В общении с должником коллекторы применяют моральные или физические угрозы.

Кроме того, коллектор обязан общаться вежливо, не использовать нецензурную лексику, не оскорблять должника и не клеветать на него. За это нарушителя можно привлечь к ответственности по соответствующим статьям.

Куда обращаться

Подать жалобу на коллекторов можно в:

  • Организацию, с сотрудником которой возникли проблемы;
  • Центральный банк РФ;
  • Роспотребнадзор;
  • Полицию;
  • Прокуратуру;
  • Суд.

Внимание! Образец жалобы, подаваемой в различные инстанции, практически идентичен. Отличается только информация в «шапке».

Правила составления ходатайства

Стандартная жалоба должна содержать следующие данные:

  • Заголовок. Здесь необходимо указать полное наименование организации, куда подается жалоба, ее адрес. Также нужно написать ФИО заявителя, его адрес проживания, контактные данные.
  • Основная часть. Здесь вы указываете, какие именно действия коллекторов считаете противоправными, какие нормы законодательства нарушает представитель коллекторской службы. Также необходимо указать, какие, по-вашему, действия должны быть предприняты к нарушителю.
  • Заключение. Здесь указывается подпись, дата составления жалобы, перечень документов и доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушения.

Важно! Многих интересует вопрос, можно ли подать жалобу в полицию, суд или в прокуратуру онлайн. Теоретически такая возможность существует, однако на практике лучше обращаться в инстанцию лично.

Нюансы подачи жалобы

Обращение в разные инстанции имеет свои нюансы. Давайте рассмотрим основные.

Полиция

В правоохранительные органы следует подавать заявление в случае, когда коллекторы угрожают вашему здоровью или имуществу. Полицию можно вызвать прямо на место происшествия, чтобы зафиксировать факт совершения правонарушения.

Прокуратура

Обращение сюда будет уместным, когда коллекторы нарушили ваши гражданские права, вследствие чего требуется тщательная проверка.

Центробанк РФ

Жалоба в ЦБ актуальна в случае выявления нарушений при передаче долга. Подать ходатайство можно как на коллекторскую службу, так и на банк – в зависимости от того, по чьей вине возникла проблема.

Роспотребнадзор

Жалоба на коллекторов в данную службу будет актуальна, когда представители службы хамят, клевещут, теряют документы – в общем, оказывают услуги ненадлежащим образом.

Внимание! Если вы не являетесь должником, а коллекторы нарушают ваше спокойствие из-за чужого долга, вы также имеете право написать на них жалобу в одну из вышеперечисленных инстанций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: