Ответственность за мошенничество за неисполнение договорных обязательств по статье 159 ч.5 УК РФ

Страховое мошенничество

Страховое мошенничество – это распространенный вид преступных деяний против чужого имущества, в частности – денежных средств и недвижимости. Этот вид мошенничества набрал огромную незавидную популярность благодаря существованию фальшивых фирм-однодневок, из-за которых доверие к добросовестным страховым компаниям было подорвано. Первый случай мошеннических действий в сфере страхования датируется VI веком до нашей эры, когда первые Римские правовые документы обналичили факт лжи и обмана в сфере страхования. Безусловно, то страхование сильно отличалось от современного, но способ мошенничества остался тем же.

Статья 159 УК РФ характеризует мошеннические действия как средство хищения имущества, или иной другой ценности посредством обманных действий или в ходе злоупотребления доверительными отношениями с потерпевшей стороной. Преступник под видом страхователя проводит заведомо недействительную сделку, при которой потерпевшее лицо выплачивает сумму страхового случая с процентным обязательством, а в исключительных случаях даже подписывает имущество под право залога страховой фирмы.

Важно!

Недействительная сделка – это тот вид сделки, при которой одна сторона применяет угрозы, обманные действия, насилие в любой форме и иные противоправные методы воздействия на другую сторону, чтобы получить желаемый, как правило, корыстный результат. Вторая сторона, при этом, оказывается в заведомо негативном положении, обязанная на совершение тех или иных действий, чаще всего – имущественного характера.

Статья уголовного закона объясняет, что за подобное деяние виновный субъект может получить следующие виды наказания:

  • Штрафная санкция – вплоть до 400 тысяч рублей;
  • Обязательный вид работ во благо обществу и государству – до 480 часов;
  • Исправительные работы в угоду перевоспитания – до двух лет;
  • Принудительные работы – до 5 лет (и ограничение свободы – 1 год);
  • Лишение свободы – равно сроку принудительного вида работ.

Примеры мошеннических действий в сфере страхования и методы борьбы с ними

Статистика примеров работает в две стороны – для страхователя и застрахованного в равной мере:

  1. Супружеская пара застраховала автомобиль на крупную сумму. Позднее, с завидным постоянством – примерно раз в полгода они попадали в крупные аварии, где на месте водителя оказывалась то жена, то муж. За несколько лет они «обогатились» преступным путем более чем на 600 тысяч – примерно по 150 тысяч за каждый страховой случай. Юрист страховой фирмы изучил материалы аварий и нашел несоответствия с полученным ущербом, характером аварий и состоянием пострадавших. Он обратился в суд, предоставив в качестве материалов дела документы с аварий, предоставленные застрахованными в полном объеме. По факту проверки заявление приобрело уголовный характер.
  2. Страхователи постоянно действующей страховой компании объединились в преступную группу, которая позволяла осуществлять страховые сделки что называется – «задним числом». Иными словами, лицо пришло с целью получения страховой выплаты, не имея на нее никакого права, а страховая компания одобрила выплату, так как страхователь оформил все датой до наступления страхового случая.
  3. Страховая компания заключила взаимное сотрудничество, при котором автомобильные сервисы предоставляли свои услуги застрахованным лицам на базе партнерской сети. Страховая компания самостоятельно регулировала рынок автомобильных запчастей и ремонтных работ, чтобы недобросовестные страхователи могли положить разницу в денежном эквиваленте в свой карман.
  4. Инсценировка страхового случая застрахованным. Нередки абсурдные случаи, когда застрахованные намеренно причиняют себе вред самостоятельно или через третьих лиц, чтобы получить выплату по страховому случаю. К примеру, лицо застраховало свое здоровье и самого себя от различного рода повреждений – тяжких и средней тяжести. В ходе преступного сговора с третьими лицами застрахованное лицо попросило причинить ему вред, в ходе которого он получил множественные переломы и ушибы. Процент от страховой выплаты был обещан в качестве награды за «сотрудничество» третьим лицам.

Как бороться со страховым мошенничеством?

Существует 5 общих способов для государства, страхователя и застрахованного, которые помогут не допустить мошенничества в сфере страхования:

  • Проведение социальных агитаций и реклам. Важно донести, что похищенные средства могли пойти на благо нуждающимся – детям, старикам, бездомным, животным;
  • Обучение сотрудников проверке каждого потенциального клиента;
  • Застрахованное лицо обязано изучить всю информацию о страховой компании, в том числе судебные разбирательства с ней, чтобы не попасться на мошенническую уловку;
  • Работа правоохранителей должна быть доведена до абсолютизма – чем чаще производятся проверки фирм и базы данных клиентов (на основании ордера или доступа), тем лояльнее и законнее будет деятельность обеих сторон страхования;
  • Внедрение культуры правового страхования в общество. Люди должны понимать, что страхование – это легальная и полезная услуга для общества.

Проблема страхования – частое явление по всему миру

Статистика за рубежом выглядит еще печальнее, чем в России. К примеру, на долю мошеннических выплат в РФ приходится около 12%, в то время как в Германии, Канаде и США этот процент существенно вырос, колеблясь между 15 и 22% в зависимости от сферы страхования.

Самым распространенным видом страхового мошенничества за рубежом в вышеуказанных странах является именно медицинское страхование. Только за первое полугодие [year] года на долю недобросовестных лиц страховой сделки пришлось свыше 78 миллиардов долларов для Америки, 23 миллиарда для Канады и 14 миллиардов для Германии.

Западное законодательство пытается регулировать осуществление страховой деятельности, вводя повышенный процент на личное и медицинское страхование, однако даже такая мера не спасает от мошеннических действий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: