5 видов спецсубъектов в соответствии со ст. 447 УПК РФ

Спецсубъект

Спецсубъект – это такой же субъект преступного деяния, который, помимо основных признаков – возраст, вменяемость, обладает некоторыми дополнительными признаками. Такие признаки прямо предписаны уголовным законодательством, или вытекают из норм законодательства. Кроме того, признаки ограничивают круг лиц, которые становятся ответственными за какое-либо общественно-опасное преступление.

Чтобы привлечь кого-либо к уголовной ответственности, необходимо установить все составные признаки преступного деяния. Законодатель определил среди признаков и специальность субъекта. Существует огромное количество ограничений, которые могут быть применимы к случайным преступлениям. 

К примеру, тот же вопрос обстановки – только военнослужащий может совершить какое бы то ни было воинское преступление. Второй пример, вопрос условий – взятку, безусловно, может получить любое лицо. Однако, характер общественной опасности взятка приобретает только тогда, когда взятка дается должностному лицу. Такое преступление портит моральный облик государственных организаций в глазах общественности.

Специальный субъект в уголовном праве

В уголовном праве специальный субъект напрямую отражен в одной из норм процессуального законодательства. Так, в 447 статье УПК РФ перечислена категория лиц, в отношении которых применяется порядок особого производства.

Законодатель определил таких лиц, как:

  • Членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также перечень остальных депутатов (депутаты субъектов, выборных органов самоуправления, должностных лиц органов местного самоуправления);
  • Судьи Конституционного Суда государства, судьи федеральных судов общей юрисдикции, судьи федеральных и арбитражных судов, судов присяжных, арбитражные заседатели, если они несут функцию «руки» правосудия. Иными словами, специальным субъектом являются абсолютно все судьи;
  • Председатели, заместители и аудиторы Счетной Палаты государства;
  •  Уполномоченный по правам человека в государстве;
  • Президент государства, который прекратил осуществлять свои полномочия главы государства, а также кандидаты в Президенты государства;
  • Прокуроры. В эту же категорию входят председатели следственного комитета, руководители следственных органов, сами следователи и адвокаты.;
  • Члены ЦИК и комиссии по референдуму;
  • Кандидаты в депутаты ГосДумы, зарегистрированные кандидаты в орган государственной власти субъекта.

Важно!

Уголовное судопроизводство будет проводить в обычном порядке, но лица, указанные в перечне, из судопроизводства изымаются.

Спецсубъекты в административном праве

К специальным субъектам в административном праве могут относиться лица, которые по всем основным признакам принадлежат к административной ответственности, но имеют и ряд других признаков, по которым такой субъект может признаваться специальным.

Стоит отметить, что административное право характеризуется наличием трех категорий:

  1. Общие субъекты. Это лица, которые достигли возраста 16 лет. К ним относятся: граждане страны, апатриды, иностранные граждане;
  2. Особые субъекты. Это лица, к которым в административном праве предусматривается особый порядок производства;
  3. Специальные субъекты. Это лица, которые имеют некоторые специальные признаки. К ним могут относиться: собственники транспортного средства, должностные лица, родители или опекуны.

Важно!

К специальным субъектам законодатель административного права относит, в частности, лиц с какими-либо властными полномочиями. Это государственные должностные лица или такие лица в органах местного самоуправления. Примечательно, что некоторые специальные субъекты могут быть таковыми по умолчанию, к примеру – капитан морского судна, водитель военного грузовика и пр.

Некоторые правоведы, исходя из КоАП РФ, разделяют специальных субъектов по несколько иным критериям.

В частности, специальными субъектами, согласно мнению правоведов, могут быть:

  1. Члены административных коллективов. И пусть подобная категория уже не котируется в рамках юридического права, коллективами являются: органы внутренних дел, школы, детские сады, общественные и частные организации, а также воинские коллективы;
  2. Субъекты административной опеки. К ним, в частности, относятся: лица, которым необходима опека (иждивенцы, дети, инвалиды, лица, получившие травму), жертвы каких-либо стрессовых или экстремальных ситуаций (жертвы, пострадавшие после чрезвычайной ситуации, ветераны и участники военных действий);
  3. Субъекты разрешительной системы. Владельцы транспортных средств, оружия и пр.;
  4. Жители территорий, на которых установлен особый правовой режим. Например, жители пограничных территорий или жители так называемых «закрытых городов»;
  5. Субъекты административного надзора. Это те лица, к которым ранее было применено уголовное наказание.

Специальные субъекты административного и уголовного права различаются по основному свою правовому признаку. И если в уголовном праве специальный субъект получает уголовную «индульгенцию», административное право от такой привилегии не освобождает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: