Источники уголовно-исполнительного законодательства России

Источники уголовно исполнительного права

Источники уголовно-исполнительного права относятся к высшим категориям государственной власти. Каждое государство решает самостоятельно, как распорядиться международными договорами. Можно интегрировать их в правовую систему, можно воплотить идеи во внутренних законодательных актах.

Источники: их система и основные черты

Основываясь на данных статей 71 и 72 Конституции РФ, регулирование правопорядка и правосудия происходит на федеральном уровне. Иногда источники права и законодательства отождествляются по ошибке. Законы представляют собой центральный, но не единственный источник правовых норм.

Специфика актов данной отрасли:

  1. Отправная точка — международные договорные отношения;
  2. Принимаются исключительно на федеральном уровне;
  3. Регулируют карательные функции.

ВНИМАНИЕ !!! В качестве источника уголовно-исполнительного права выступает официальный документ. Он направлен на реализацию механизма наказания и установку норм обхождения с заключенными/осужденными.

Данный акт (УИК РФ) содержит нормы, которые регулируют отношения в рассматриваемой части права. Иная часть сконцентрирована в законодательных актах, располагающаяся по характеру направленности.

Источники: примеры, их цели и задачи

Источники расположены в иерархическом порядке:

  • Нормы международных соглашений/договоров. К наиболее известным можно отнести акты ООН. Если случаются спорные ситуации, международные нормы приоритетнее внутренних. Это положение зафиксировано в 3 статье УИК. В РБ и РК также есть соответствующие статьи;
  • Конституционное право — содержит общие направления механизма наказаний, предоставляет характеристику гарантий сохранения прав граждан;
  • Законодательные акты — источник правовых норм, пожалуй, наиболее распространенный;
  • Документ высшего законодательного органа государства. Государственная дума, Совет Федерации принимают постановления, на основе которых решаются срочные задания. К примеру, финансирование учреждений ФСИН;
  • Акты Правительства и Президента. Это подзаконные акты, которые регулируют деятельность уголовно-исполнительной системы. Например, амнистия и помилование отнесены к правомочиям Президента РФ;
  • Ведомственные/межведомственные акты. Принимаются на основании текущих проблем исправительных учреждений.

ВАЖНО !!! Теоретики права выдвигают точку зрения, повествующую о том, что в число источников необходимо включить решения Верховного и Конституционного судов страны. В качестве основания они указывают функции судебных инстанций по определению норм права, контролю законодательных актов, а также подзаконных документов Конституции.

Судебная практика не имеет отношения к источникам. Однако она имеет значение для формирования целостности в понимании норм судами любого уровня.

Построение исправительных учреждений

Те учреждения, которые приводят наказание в исполнение, представляют собой структурный элемент одной системы. Они реализуют мероприятия, которые направлены на применение механизма наказания. 

Исправительные учреждения делятся на несколько видов.

Основная характеристика заключается в характере воздействия на осужденного:

  1. Медицинские — лечебные учреждения, которые обладают закрытым типом. Сюда же относят лечебно-профилактические учреждения;
  2. Исправительные — режимные колонии, тюрьмы, колонии-поселения;
  3. Воспитательные — арестные дома, исправительные центры, специальные инспекции.

Что касается внутренней организации перечисленных учреждений, то она зависит от задач, которые должна выполнять инстанция. 

Главой учреждения является назначенный начальник. Именно он отвечает за обеспечение соблюдения норм законодательства, относительно рамок вверенного учреждения. 

Начальник может иметь от пары до пяти заместителей.

Они могут выполнять деятельность разной направленности:

  • Оперативная работа;
  • Охрана и надзор;
  • Воспитательная деятельность;
  • Производство;
  • Внутренняя деятельность.

ВАЖНО !!! Уголовно-исполнительное законодательство представляет собой важный элемент, который необходим для правильного функционирования всего государства. Если возникают спорные вопросы, уполномоченные сотрудники обращаются к правовым актам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: