Хищение государственного имущества влечет негативные последствия для государства и социума. Поэтому статья УК РФ предусматривает суровые меры воздействия по отношению к нарушителям. Применение на практике мер ответственности к преступникам по комментируемому деянию — давняя проблема современной России. Особенно крупные акты разворовывания в истории страны относятся к 90-м годам, когда огромные предприятия, обширные земельные участки были отданы за смешные цены предприимчивым предпринимателям.
Понятие
На сегодня воровство осуществляется в меньших объемах, чем прежде. Однако явление приобрело регулярный характер, уже применяются отлаженные, зарекомендовавшие себя схемы. Ключевым элементом во всех преступных деяниях против госимущества выступают люди, способные использовать в личных целях свое служебное положение (удовлетворяют свои интересы посредством тесного сотрудничества с бизнесменами).
Для эффективной борьбы с таким нарушениями потребуется:
- разработка законодательных норм, действительно оказывающий исправительное влияние на преступников, регламентирующих процесс сделок с госсобственностью;
- подготовка работающих изменений в сфере экономики, рост качества антикоррупционных мероприятий;
- правильное определение составов преступного деяния;
- эффективная подготовка сотрудников правоохранительных органов, обеспечение борьбы с фактами коррупции на всех уровнях.
Обычными схемами разворовывания денежных активов стали:
- Реализация имущества по сильно заниженной цене. Объясняется тем, что реальная цена не равна рыночной.
- Договорное участие в тендерах и грантах. Победитель торгов получает перечисление средств из казны и расходует их на приобретение товаров и услуг низкого качества, а остальные средства делятся между фигурантами сделки.
- Передача финансов коммерческим структурам, возглавляемым родственниками.
О разумном использовании средств должны заботиться люди, участвующие в подобных сделках, наделенные обязательствами по организации расходования финансов. Однако эти лица пользуются своим положением лишь для извлечения своей выгоды. И на деле получается, что от тендера выигрывает победитель и чиновник, но не государство и общество в целом.
Классификация
На основании признака “противоправности” определяются следующие виды хищения:
- растрата;
- кража;
- грабеж;
- присвоение;
- мошенничество.
УК РФ не содержит конкретной статьи по хищению государственного имущества.
Однако компенсирование такого упущения служат статьи, обеспечивающие ответственность чиновников и должностных лиц:
- Ст. 286 УК РФ — злоупотребление полномочиями.
- Ст. 285 УК РФ — превышение обязательств.
При определении меры воздействия за мошеннические операции, называют такие признаки правонарушения:
- лицо заведует государственной собственностью по наделенным полномочиям;
- вправе распоряжаться судьбой имущества самостоятельно или через других людей;
- кража осуществляется посредством обмана с использованием своего положения.
Признак хищения выделяется при инкриминировании нецелевого расходования средств и присвоения.
Деяния обладают схожими признаками, что и мошеннические манипуляции:
- Правомочия направлены для реализации акта хищения.
- Человек материально ответственен за имущество.
- Наделен функцией использования средств.
Квалифицирующим признаком во всех деяниях выступает использование служебного положения. Содеянное приводит к появлению добавочного объекта — государственные интересы, которые нарушаются.
Меры воздействия
Ответственность нарушителя обусловлена вменяемой статьей и степенью нанесенного урона стране.
Например, при нецелевом расходовании бюджетных денег предусматривается:
- При хищении в крупном объеме — штрафная санкция от 100 до 300 тыс. руб. или удержания из оплаты труда на срок от 1 до 2 лет, принудительный труд до 2 лет с добавочным наказанием в виде запрета на занятие определенной деятельностью до 3 лет, арестом до полугода или лишением свободы до 2 лет.
- В особо крупных размерах статья УК РФ предполагает штраф от 200 до 500 тыс. или удержание из зарплаты на срок до 1 до 3 лет, тюремное заключение до 5 лет.
Меры воздействия по ст.286 уголовного законодательства:
- при существенном нарушении интересов граждан, социума — штрафная санкция величиной до 180 тыс. руб. или удержание из доходов на полгода, статья УК РФ срок наказания до 5 лет на запрет занимать должность, принудительный труд или лишение свободы до 4 лет, арест до полугода;
- если деяние совершено человеком при должности РФ или субъекта, а также главой муниципалитета, то штраф уже составит от 100 до 300 тыс., принудительные работы до 5 лет, заключение под стражу до 7 лет.
При наличии отягчающего обстоятельства (тяжкие последствия, применение насилия или оружия) по статье нарушителю грозит тюремный срок от 3 до 10 лет с добавочным запретом на занятие должности до 3 лет.